Греческая ойкумена, особенно в свой эллинский период, когда стали известны пластические свойства мрамора, олицетворяла Афродиту богиней, которой покоряются красота и любовь. Это вдохновляло античных скульпторов на создание многочисленных статуй, посвящённых этой нежной богине.
Образ Афродиты не всегда имел привычные нам очертания. Первый, кто посмел обнажить прекрасную небожительницу, стал Пракситель, молодой и горячий мастер скульптуры из Греции. Он начал работать с мрамором, и был поражён его мягкостью и послушностью.
Искусствоведы полагают, что открытие этих свойств белого мрамора и положило начало эпохи эротической скульптуры, поскольку именно этот камень оказался способным раскрыть секрет красоты обнажённого тела, сохранив его таинственность. Юный Пракситель придал Афродите черты свое возлюбленной Фрины, что обернулось большим скандалом.
По свидетельству Афинея, современника того события, всех поразила нежность тех частей тела юной Фрины, которые девушка скрывала под облегающим хитоном и свою наготу не показывала даже в публичных банях, поскольку была чрезвычайно стеснительной. Однако, во время праздника Посейдона это девушка обнажилась и с распущенными волосами исчезла в море.
Влюблённый Пракситель был сражён красотой своей любимой, что доверил её тело холодному, доселе, мрамору, таким образом оживив его и показав миру незабываемую нежность Афродиты Книдской. Долгое время статуя из мрамора украшала храм острова Книд.
Согласно Плинию, этой скульптуре не было равных, и множество людей спешили на остров, дабы полюбоваться этим гениальным произведением. Созерцая скульптуру Праксителя, приходишь к пониманию, почему Афродита, согласно мифу, оказалась победительницей Геры и Афины.
По словам Плиния, Пракситель создал две скульптуры Афродиты, покрытую одеждами и лишённую их. Покупателей с острова Коса отпугнул модерн, которого они не оценили, и из-за этого приобрели одетую богиню, которая позже бесследно исчезла.
Полностью обнажённая женщина, прикрывающаяся лишь одной рукой. Так выглядит мраморная статуя Venus Pudica. В руку стыдливой Венеры вложили ниспадающую на кувшин мраморную ткань.
Сосуд также играет роль дополнительной опоры в структуре мраморной скульптуры.предположение, что подлинник был сожжен в Константинополе, в пору народных волнений и до наших времён мраморное изваяние добралось лишь в виде многочисленных копий и повторений. В трудах философа Платона найдено пара эпиграмм, посвящённых творению юного Праксителя. Сегодня наиболее точная копия великой скульптуры хранится в музее Ватикана.
Античные скульпторы высоко ценили мрамор за его разнообразие цветовых характеристик. Тончайшие оттенки мраморного камня позволяли одушевлять изысканность скульптурного искусства, в котором древние греки до сих пор остаются не превзойдёнными мастерами. Особенно ценился пентелийский камень, за его благородную белизну, испещрённую голубыми вкраплениями.
Именно это сочетание античными мастерами было признано наиболее подходящим для создания скульптурных шедевров, призванных передать всю красоту человеческого тела в таких подробностях, что пуритански настроенная часть общества неоднократно предпринимала попытки разбить неприличные скульптуры. Однако, время всё расставило по местам и, благодаря камню, сохранилось представление наших предков о красоте живого человеческого тела.